Мезенская лошадка

predu


Проблемы современного образования

Сетевое научно-педагогическое сообщество


Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы
Удод
ud0d
В Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы»

22 ноября 2017 г. в Москве в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы», организованная Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Русской ассоциацией чтения при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В конференции приняли участие более ста ведущих экспертов, представлявших органы управления и организации сферы культуры, образования, науки, издательств, книжной торговли, СМИ, а также институты гражданского общества и частный сектор из разных регионов России.

Список докладов: http://www.ifapcom.ru/news/1634/?returnto=0&n=1

Игры с песком - для больших и маленьких
Удод
ud0d
Оригинал взят у janemouse в Игры с песком - для больших и маленьких
Мы в какой-то момент специально много играли с песком, и при этом каждый раз обсуждали, что постройки из песка временные, непрочные,
можно сфотографировать, можно насладиться сиюминутной красотой,
но придёт волна и смоет замок или подточит его основание...

Из песка можно строить тоннели, мосты, дороги,
можно сажать огород или печь торт со свечками,
можно граблями делать полосочки,
а можно просеивать песок и искать крупные камни...

Если рядом есть вода, то можно смешивать песок в "цемент", пускать ручьи и строить запруды...
Можно из влажного песка капать и строить ажурные башенки в стиле Гауди.
А можно лепить целые рельефы или строить города...

Можно на песке рисовать буквы, даже прописи писать (мы так одно время развлекались почти ежедневно),
а можно из песка делать мультики
привиденияCollapse )
У моих знакомых дома есть песочница с кинетическим песком, и дети в него играют всю зиму.
Отличная штука - можно лепить, но через короткое время постройка начинает красиво осыпаться...
А в каком возрасте ваши дети любили играть с песком?


Можно ли перевернуть ДПО?
analyst_na
О «перевернутых» классах написано много – тема интересная и технологичная, для описания и восприятия простая, а подход выглядит эффективным. Но подавляющее большинство публикаций – о школах, максимум, о вузах. А для дополнительного профессионального образования, в первую очередь, для коротких курсов повышения квалификации взрослых это подойдет? А смысл есть? Попробую разобраться…


Read more...Collapse )

Межрегиональной биологической олимпиады
Удод
ud0d
Внимание! Мы опубликовали задания Межрегиональной биологической олимпиады и приглашаем участвовать всех школьников, которые учатся в 6-9 классе и не проживают в Москве. В этом году первый тур олимпиады заочный: заходите на страницу http://lesh.org.ru/olympiads/mbo, читаете правила, выполняете задания и отправляете работы.

Информбюллетени университета Сбербанка
analyst_na
Оригинал взят у analyst_na в Информбюллетени университета Сбербанка
Сегодня – 10 ссылок на очень интересные информационные бюллетени корпоративного университета Сбербанка. Эти материалы выпускаются по результатам сессий методического семинара по инновационным образовательным технологиям, внедрение которых способствует повышению эффективности обучения. 11-й еще не вышел, т.к. сессия прошла относительно недавно. Описание семинара и ссылки на бюллетени здесь.

Для удобства все ссылки я стянула себе:

Книжки - что читать после букваря?
Удод
ud0d
Оригинал взят у janemouse в Книжки - что читать после букваря?
Часто бывает, что дети уже могут прочитать отдельные слова и даже фразы, но при этом книжку сами в руки не берут без напоминания.
Как там было у Настёны:
-Саша, иди почитай полчаса перед сном! Вам учительница сказала читать каждый день хотя бы по полчаса!
-Ну мама, так ведь "каждый день" - а сейчас ночь!

Иногда родителям кажется, что надо просто перестать читать ребёнку вслух, и тогда он сам возьмётся за книги. Опять же, если ребёнку нравится слушать уже длинные истории, и он теоретически способен сам читать, то отчего бы ему самому себе не почитать эту книжку?
Увы, не все дети готовы сами взять сразу толстую книжку.
И для того, чтобы расчитаться, нужно найти что-то среднее - с одной стороны, увлекательное, а с другой стороны - не очень много текста на странице, чтобы не пугал объём, и чтобы картинки тоже были.
Кому-то нужны истории про детей, а кому-то - про животных. Кто-то любит смешные истории, а кто-то энциклопедии. Одни предпочитают книги про феечек, другие - про роботов или про драконов... Главное, чтобы книжка нравилась ребёнку, а не вам! Это же он читает - для своего удовольствия!

Я в прошлый раз выкладывала подборку - что читать на самом первом этапе, когда ребёнок читает отдельные слова.
Книжки Тани Русситы "Чей бок" и многое другое.
А ещё было занятное обсуждение - что читают дети в 6-7 лет, и разброс огромен, от "Гарри Поттера" и "Трёх мушкетёров" до отдельных коротких слов. Дети такие разные! И совсем не все в 6-7 лет уже умеют читать - и сами читают толстые книжки.
книжки для того, чтобы расчитатьсяCollapse )


Воспитательное насилие
а теперь поговорим
sharov43
Оригинал взят у ivanov_petrov в Воспитательное насилие
Мысль встраивается примерно так. Подавляющее большинство учеников (любого возраста....) не будет учить то, что "не спросят", то, знания о чем не проверяют.
Говоря битым словом, знание русской классики может поддерживаться лишь насилием. Нужен комплекс угроз, под действием которого значительная часть населения прочтет хоть Толстого, хоть Пушкина.
Знание национальной культуры поддерживается воспитательным насилием.
Это насилие не обязательно должно быть прямым. Достаточно угроз от карьерного роста. В тех кругах все это знают. Без этого тебе выше ... не выйти. - Этого хватает, по крайней мере для многих. То есть угрозы не обязательно выпороть, это может быть угроза не вписаться в круг избранных или не подняться выше некоторого по служебной лестнице. Это работает.

Оговорка: те редкие люди, которые читают русскую классику насквозь и добровольно, - несомненно, существуют. просто их так мало, что при разговоре о массах их можно не учитывать.

Из этого фактического положения дел вытекает масса вопросов.Read more...Collapse )

Прописи: воюем или играем? Метод зелёной ручки
Удод
ud0d
Оригинал взят у janemouse в Прописи: воюем или играем? Метод зелёной ручки
С прописными буквами получается удивительная штука: многие родители сами от руки почти не пишут, а если и пишут, то отнюдь не всегда красивым почерком, а школа требует от детей именно этому обучиться в первый год.
Многим детям прописи даются нелегко, и особенно часто возникают проблемы именно с безотрывным письмом. И родители в этот момент вместо того, чтобы помочь ребёнку спокойно и безболезненно освоить этот непростой навык, начинают давить на ребёнка, заставляют его переписывать строчки и целые страницы, и не пытаются придумать никакой альтернативы.

Между тем любые навыки осваивать легче, если мы не воюем с ребёнком, а помогаем ему найти, что у него уже получается, а что вызывает сложности.
Иногда дети пишут некрасиво, потому что у них в голове ещё не сформировался образ буквы, они не очень точно чувствуют её пропорции. В таком случае полезно букву лепить из пластилиновых колбасок - или из песочного теста, и потом есть это печенье. На пластилиновых буквах проще понять, какую мы букву считаем красивой - более высокую или более широкую, круглую или овальную, где нужны острые уголочки, а где - нет.
Очень полезно писать буквы крупно-крупно, не на узких строчках, а на рулоне обоев или крафт-бумаги, на ватмане или на стенке. Можно писать толстой кистью, или мокрой губкой, или углём, или мелом на асфальте. Чем крупнее, тем лучше. И рисовать не только кистью, не пальчиками, а всей рукой.
А можно из букв сделать "матрёшку" - мама рисует огромную букву "А", ребёнок внутри рисует буковку поменьше, потом снова мама - ещё чуть меньше, потом снова ребёнок. А можно от маленькой буквы к большой идти, наоборот.
рисуем буковкиCollapse )


Круглый стол "Проблемы и перспективы развития образования на русском и обучения русскому языку..."
Удод
ud0d
В Якутске состоялся круглый стол «Проблемы и перспективы развития образования на русском и обучения русскому языку в системах открытого образования»

26 октября 2017 г. в Северо-Восточном федеральном университете в Якутске в рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) состоялся круглый стол на тему «Проблемы и перспективы развития образования на русском и обучения русскому языку в системах открытого образования». Организаторами мероприятия стали Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС).

Главными темами обсуждения стали проблемы и перспективы образования на русском языке и обучения русскому языку как родному, неродному и иностранному в системах открытого образования и в традиционных образовательных учреждениях, реализации совместных проектов в области открытого образования на русском языке, языках народов России и зарубежных стран и совершенствование стандартов, методов, технологий и процессов сертификации в системах открытого образования.

http://www.ifapcom.ru/news/1631/?returnto=0&n=1

Методология элитарной педагогики
bulkinap
(Целевая установка – организация воспитания джентльмена)
В индустриальном обществе рядом с эгалитарной педагогикой возникает педагогика новых элитных слоев общества (управленческих социальных групп и классов) – элитарная педагогика (основатель – английский философ Дж. Локк, 1632-1704). Напомню, что элитарная педагогика не является чем-то новым в истории (ее мы видим в Китае у Конфуция, в Др.Греции – у Платона в «Государстве» и в его Академии). Более того, сама истории образования начиналась именно с обучения элит, поскольку вождям, фараонам, царям и прочим власть предержащим для управления нужны были грамотные помощники (перепись населения, сбор и учет налогов, калькуляция затрат на содержание двора, армии и пр.). «Сами образовательные институты носили практически полностью элитный характер, и лишь много позже расширили круг принимаемых учащихся (это относится прежде всего к Древней Греции)» (Ашин Г.К. Элитное образование // "Общественные науки и современность", №5, 2001, С.83)
В педагогике термин «элита» (лат. eligere – выбирать; франц. elite - лучший, отборный, избранный) применяется для обозначения двух типов деятельности: 1) «элитарная педагогика», система закрытого образования – формирование людей привилегированных слоев (знать, аристократия, дворянство, буржуазия, чиновничество), занимающих высокие должности в управлении государством и экономикой; 2) «элитная педагогика», система открытого образования, формирование людей с более высоким интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного социума. Под этот тип подпадает «Педагогика идеала (мастерства)», а также «Педагогика способностей», о которой я буду говорить позднее.
Ученик в элитарной педагогике Дж. Локка в начале обучения представляет собой «чистую доску» – “tabula rasa” (термин введен Аристотелем), а в конце обучения – доска заполненная – джентльмен. Результат такого обучения может быть описан в виде перечисления опыта – своеобразная культурная биографии человека.
Мотивация ученика – социальная и сильная. Ученик выступает как представитель своего социального слоя, носитель его ценностей, идей и статуса. Он выходец из элитарной группы и он намерен стать ее полноправным членом. В силу этого воспитание и образование ученика направлено на формирование его интеллектуальных, моральных, эстетических, нравственных, поведенческих и иных характеристик.
Учитель по этой концепции впервые становится в полной мере учителем – ответственным за все. Учитель в этой педагогике перегружен обязанностями. Он должен быть не только человеком знания, не только контролером, но и чиновником над учеником, психологом, врачом, священником, исповедником и т. д. Поскольку именно через учителя ребенок вступает в контакт с этим миром, то требования, которые накладывает общество, родители, нанимающие такого учителя, включают в себя весь набор регламентирующих, поведенческих, знаниевых характеристик, которые вообще только могут быть применены к человеку. Учитель в этой педагогике предстает как представитель элитарной группы, он гувернер, он тьютор, он наставник, знаток всех тех качеств джентльмена, которые он должен сформировать у ученика.
Школа здесь представляет собой особым образом сконструированное пространство контакта ученика с внешним миром. Элитарная педагогика Дж. Локка служит теоретическим основанием существующему по сей день в Англии привилегированному типу среднего учебного заведения “public school”. Основная идея этой педагогики сводится к регулируемой изоляции ребенка от мира. На сознании ученика отпечатывается то, что ему позволил воспринять учитель. Варьируя эти отпечатки на “tabula rasa” можно формировать соответствующую личность и индивидуальность.
Содержанием образования являются не просто знания, умения, способности, навыки и пр., а все то, что называется личностью, характером, индивидуальностью. Ведущим педагогическим законом выступает закон самодеятельности, а сама «элитарная педагогика» реализует внутренние, антропоцентрические цели образования, которые начинают распространяться на социальные слои общества (напомню, что «педагогика идеала (мастерства)» связана лишь с «верхними этажами» профессиональных групп). Позже, через столетие (с педагогики Руссо), закон самодеятельности и антропоцентрические цели образования начнут выдвигаться в лидеры в жизни общества и в образовании.
В истории России элитарная педагогика была представлена в массовом виде в классической гимназии, лицеях, сословных закрытых учебных заведениях (Шляхетский корпус, Пажеский корпус, Институт благородных девиц и др.). В современной России элитарную педагогику можно найти в частных образовательных учреждениях.
Примечательно, что первая педагогическая концепция в России, автором которой был личный секретарь Екатерины II Иван Иванович Бецкой, относится именно к элитарной педагогике. Исходная позиция педагогики Бецкого – «корень всему добру и злу – воспитание» и вывод о возможности с помощью педагогического воздействия создать в закрытых учебных заведениях «новую породу людей» базировалась на идеях, заимствованных у Дж. Локка (подробнее см. мою статью от 23 марта 2016 г. «Корень всему добру и злу – воспитание» - о первой педагогической концепции в России) в «Живом журнале» – в PREDU (Проблемы современного образования») и в моем блоге bulkinap «Живая педагогика»).
Целевая установка элитарной педагогики – организация воспитания джентльмена. Компоненты деятельности: учащийся – чистая доска (tabula rasa) в начале и джентльмен в конце; мотивы и цели учащегося – социальные; учитель – профессиональный педагог + гувернер, ответственность учителя – в пределах заказа на услугу; школа – в пределах чувственного опыта; содержание – содержание сознания.

?

Log in

No account? Create an account