Мезенская лошадка

predu


Проблемы современного образования

Сетевое научно-педагогическое сообщество


Новогоднее занятие кружка
Удод
ud0d
Оригинал взят у janemouse в Новогоднее занятие кружка
У нас в декабре было занятие 29 декабря,
и мы решили, что надо сделать что-нибудь эдакое,
наглядное и в то же время - чтобы подумать.

В какой-то раз мы на новогоднем занятии складывали из деталей многогранники-кусудамы,
в другой раз складывали додекаэдр-календарь,
потом пару раз делали занятие с ножницами - и говорили про симметрию.

А в этот раз мы сделали новый заход в тему про графы и узлы, но с неожиданной стороны.
Мы клеили бумажные цепочки и колечки...и с шестилетками, и со школьникамиCollapse )


Музей Гражданской войны
Удод
ud0d
Оригинал взят у yarowind в Музей Гражданской войны
Одним из интереснейших музеев Самары мне показался дом-музей Фрунзе. Точнее, это раньше он был сугубо музеем Фрунзе, а нынче это скорее музей Гражданской войны.
1.
DSC_2618
Смотреть далее…Collapse )


Отличный курс по научному мышлению
analyst_na
Очень рекомендую курс всем - да, всем. Полезен он и для ученых, и для преподавателей, и для учащихся, да и просто в жизни эта знания пригодятся.

Автор живо, образно и доходчиво рассказывает о непростых вещах: способы и ошибки мышления, критический анализ высказываний, история и современность научного познания, способы ведения дискуссии и отличие ее от свары, и многое другое.

Автор Юрий Окуловский - преподаватель, data scientist и программист. Доцент кафедры алгебры и дискретной математики УрФУ. Кандидат физико-математических наук.

Курс бесплатный - онлайн-видео и задачки. Доступен на платформе MOOC Stepik.

Сравнение педагогики, андрогогики и хьютагогики
analyst_na
Встречаются разные мнения – противопоставлять ли андрогогику педагогике (обучение взрослых vs детей) или воспринимать педагогику как науку об обучении вообще, а андрогогику – как ее часть. Сегодня к этому спору присоединилась и хьютагогика как концепция самообучения. Ниже – вольный перевод интересного сравнения, сделанный в контексте выявления различий.

Педагогика
Обучение детей
Андрогогика
Обучение взрослых
Хьютагогика
Самостоятельное обучение
Зависимость Ученик – зависимая личность.
Учитель определяет: что, как и когда изучать.
Ученики независимы.
Они стремятся к автономии и самостоятельности.
Все ученики взаимозависимы.
Они способны управлять своим обучением.
Средства обучения Учитель определяет методы передачи знаний в головы учеников. Ученики используют опыт – свой или других людей. Учитель предоставляет ресурсы, а ученики сами выбирают образовательную траекторию и договариваются об условиях обучения.
Причины обучения Требуется переход к следующему этапу образования. Для увеличения опыта требуются более эффективные умения и широкие знания. Обучение не обязательно имеет цели, а может инициироваться новой ситуацией.
Фокус обучения В фокусе – ученик. В фокусе – задача или проблема. Фокус размыт. Ученики могут выходить за пределы решаемой проблемы, проактивно учиться с прицелом на будущее.
Мотивация Внешние источники – обычно, родители, учителя и соперничество с другими учениками. Внутренние источники – повышенная самооценка, уверенность и признание как результат успешной работы. Внутренние источники – самоэффективность, креативность, умение и желание учиться.
Роль учителя Главный и лучший. Основная задача – построение образовательного процесса. Помощник или посредник (фасилитатор). Основная задача – формирование комфортной обстановки уважения и открытости. Тот, кто способствует развитию у ученика:

  • умения учиться;

  • креативности;

  • самоэффективности;

  • компетентности (способности применять знания, умения и навыки) как в знакомой, так и в новой ситуации;

  • умения взаимодействовать и сотрудничать.


Источник.

Обращаю внимание на две вещи:

  • В концепции хьютагогики на первый план выходит поисковая компонента обучения, а не технологическая, как это чаще встречается в андрогогике.

  • Хьютагогика нацелена на развитие так называемых «soft skills», которые сегодня столь популярны.


Международный круглый стол «Проблемы и перспективы развития образования на русском и обучения...
Удод
ud0d
Русский язык в открытом пространстве Казахстана

15 ноября 2017 г. в г. Алматы (Республика Казахстан) с большим успехом прошел Международный круглый стол «Проблемы и перспективы развития образования на русском и обучения русскому языку в системах открытого образования».

Мероприятие состоялось в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 гг. и Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Генерального консульства Российской Федерации в Алматы.


Организаторами мероприятия выступили Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Казахстанский Русский культурный центр и Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций Казахстана.

http://www.ifapcom.ru/news/1633/?returnto=0&n=1

Методология педагогики успешности
bulkinap
(Целевая установка – организация воспитания человека, успешного в жизни)
В истории образования и педагогической мысли педагогика успешности – дело не новое: к ней может быть отнесена педагогика софистов, обучавших афинских граждан риторике и умениям выступать на заданную тему. Сюда же в определенной мере относится и средневековая схоластика, учившая побеждать в дискуссии ссылками на высказывания авторитетов. В этой логике учеба, обучение, само знание предназначено для того, чтобы сформировать у учащегося определенный навык, дать модель, алгоритм, образец поведения в стандартной ситуации с тем, чтобы достичь положительного результата с наименьшими затратами сил и времени и т.д., и т.п. Здесь само знание отождествляется с пользой и его предназначение – утилитарное: обеспечить учащегося средствами достижения успеха в работе и как главная цель – успешность в жизни. Недаром же Ф. Бэкон сказал: «Знание – сила».
Если же учеба и знание не выполняют этих своих предначертаний, то закономерно возникает вопрос – «Чему тебя только в школе учили?!».
Вопросы о том «Чему учить в школе?», «Каково назначение знания?» составляют стержень всего мирового педагогического процесса. В истории философской и педагогической мысли они известны как «Теория двух видов образования – формального и материального» и отсчет следует вести с классической фразы Гераклита (конец VI – начало V в. до н.э.): «многознание уму не научает», повторенной через столетие Демокритом (460–370 до н.э.) и в начале новой эры трансформированную Сенекой (4 до н.э. – 65 н.э.) в постулат: «заниматься надо не для того, чтобы знать больше, а для того, чтобы знать лучше».
В отечественной педагогике формальное и материальное образования более известны как «классическое образование» и «реальное образование» (подробнее см. мою статью от 20 июня 2016 г. «Образование формальное и образование материальное» в «Живом журнале» в PREDU (Проблемы современного образования») и в моем блоге bulkinap «Живая педагогика», и там же см. статью от 9 марта 2016 г. «Начало научной педагогики в России – Н.И. Пирогов»).
Тип педагогики успешности – продукт чувственной суперкультуры европейских стран Нового времени: «В такой культуре материальные ценности естественно становятся определяющими, начиная со всемогущего богатства и кончая всеми ценностями, которые удовлетворяют физиологические потребности человека и обеспечивают его обыденный комфорт. Чувственные потребности и удовольствие, как мы видим, становятся единственным критерием того, что такое хорошо и что такое плохо» (П. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. – С. 468).
Первостепенную роль в бурном социально-экономическом и технологическом развитии индустриального общества сыграла научно-техническая революция. Все цивилизационные достижения XIX в. (как действительные, так и фантазии Жюля Верна) были продуктом развития науки.
В целом – наука, естественно-научный подход стали претендовать на то, чтобы быть единственным фактором прогресса. В этом плане закономерно формирование философии позитивизма О. Конта (1798-1857), в которой выдвинут идеал позитивного знания – как знания реального, точного, достоверного, полезного, организующего, а сама наука понимается как высшая форма развития человеческого мышления.
Так сложилась «общая тенденция чувственного мышления рассматривать мир – даже человека, его культуру и сознание – материалистично, механистично и бихевиористично. Социальные и психологические науки имитируют естественные науки, пытаясь подходить к проблеме человека так же, как и химики анализируют неорганические явления. В области общественных наук все духовные и культурные явления начинают трактоваться с позиций бихевиоризма, физиологии, рефлексологии, эндокринологии и психоаналитики». (П. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. – С. 468).
Педагогика успешности не сводится к какой-либо конкретной концепции или учению. Сегодня в этом типе педагогической деятельности задействованы позитивизм, утилитаризм, прагматизм, бихевиоризм, информационно-коммуникационные технологии, программированное обучение, модульное обучение, операционализм и многое другое – всё то, что помогает ученикам научиться алгоритмам решения типичных проблем.
Исходной является позитивистская установка о том, что какая-то задача, ситуация, стимул выступают как установка познания. Далее следуют преобразования в сознании и на выходе получается определенный результат. «Формула «ситуация – ответная реакция» выражает любой процесс учения», – так видел базовую позицию бихевиоризма Э. Торндайк. Соответственно, весь концептуальный интерес падает на связь исходной ситуации и результата (S → R).
Ученик на входе есть некая система, обеспечивающая связь между исходными стимулами и необходимой реакцией. Ученик в начале обучения рассматривается как система без программы, а в конце обучения – как система с программой. Специфика же данного обучения в том, что «ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; дефицит общения и эмоций в обучении», а также «развитие интеллекта, творческого мышления и самостоятельности учащихся» (Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 149, 151).
Учитель в этой педагогике должен создать программу, которая может быть «посажена» на ученика. Соответственно учитель сам становится программистом: он разрабатывает обучающую программу, вводит и записывает ее на системах своих учеников и контролирует исполнение программы. В этом педагогическом пространстве от учителя не требуется никакого мастерства: если есть программа, то далее работают модули программы.
Педагогика успешности является массовой и направлена на обеспечение внешних целей образовательных систем Запада. «Ее главная забота подготовить удачливых бизнесменов, ремесленников, инженеров, политиков, юристов, докторов, учителей, священников и т. д. В таких искусствах, как умение сколачивать состояние, вести фермерское хозяйство, готовить, стричь, изобретать машины, вести исследовательскую работу, учить и проповедовать, стараются добиваться мастерства. Начальное, среднее и высшее образование – все они сориентированы в одном направлении и уделяют мало внимания, если вообще уделяют, на забытую цель реального знания и мудрости – природу объективной реальности и истинных ценностей» (П.Сорокин. Там же. – С. 471-472).
С точки зрения понятийного аппарата, ключевым термином в такой системе образования выступает понятие «подготовка» (подробнее см. мою статью «Вопросы жизни или образование и подготовка» // Педагогика – № 10. – 2013. – С. 14-25; Проблемы современного образования. – № 5. – 2013. – С.68-81 // http://www.pmedu.ru/res/2013_5 6.pdf).
Целевая установка методологии педагогики успешности – организация воспитания человека, успешного в жизни. Компоненты деятельности: учащийся – ребенок без программы в начале и ребенок с программой в конце деятельности; мотивы и цели учащегося – обретение программы; учитель – программист, ответственность учителя – в пределах качества программы; школа – рабочее место ученика; содержание учения – информация, алгоритм. Ведущий регулятор деятельности – закон культуросообразности.

Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы
Удод
ud0d
В Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы»

22 ноября 2017 г. в Москве в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы», организованная Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Русской ассоциацией чтения при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В конференции приняли участие более ста ведущих экспертов, представлявших органы управления и организации сферы культуры, образования, науки, издательств, книжной торговли, СМИ, а также институты гражданского общества и частный сектор из разных регионов России.

Список докладов: http://www.ifapcom.ru/news/1634/?returnto=0&n=1

Игры с песком - для больших и маленьких
Удод
ud0d
Оригинал взят у janemouse в Игры с песком - для больших и маленьких
Мы в какой-то момент специально много играли с песком, и при этом каждый раз обсуждали, что постройки из песка временные, непрочные,
можно сфотографировать, можно насладиться сиюминутной красотой,
но придёт волна и смоет замок или подточит его основание...

Из песка можно строить тоннели, мосты, дороги,
можно сажать огород или печь торт со свечками,
можно граблями делать полосочки,
а можно просеивать песок и искать крупные камни...

Если рядом есть вода, то можно смешивать песок в "цемент", пускать ручьи и строить запруды...
Можно из влажного песка капать и строить ажурные башенки в стиле Гауди.
А можно лепить целые рельефы или строить города...

Можно на песке рисовать буквы, даже прописи писать (мы так одно время развлекались почти ежедневно),
а можно из песка делать мультики
привиденияCollapse )
У моих знакомых дома есть песочница с кинетическим песком, и дети в него играют всю зиму.
Отличная штука - можно лепить, но через короткое время постройка начинает красиво осыпаться...
А в каком возрасте ваши дети любили играть с песком?


Можно ли перевернуть ДПО?
analyst_na
О «перевернутых» классах написано много – тема интересная и технологичная, для описания и восприятия простая, а подход выглядит эффективным. Но подавляющее большинство публикаций – о школах, максимум, о вузах. А для дополнительного профессионального образования, в первую очередь, для коротких курсов повышения квалификации взрослых это подойдет? А смысл есть? Попробую разобраться…


Read more...Collapse )

Межрегиональной биологической олимпиады
Удод
ud0d
Внимание! Мы опубликовали задания Межрегиональной биологической олимпиады и приглашаем участвовать всех школьников, которые учатся в 6-9 классе и не проживают в Москве. В этом году первый тур олимпиады заочный: заходите на страницу http://lesh.org.ru/olympiads/mbo, читаете правила, выполняете задания и отправляете работы.

?

Log in

No account? Create an account