?

Log in

No account? Create an account
Мезенская лошадка

predu


Проблемы современного образования

Сетевое научно-педагогическое сообщество


О проекте OpenFabLab
mntc
Всё больше людей интересуются проектом, спрашивают "Как поучаствовать? Чем я могу помочь?". Для них я постарался сформулировать в этой заметке его суть. Это обзорный взгляд, "с высоты птичьего полета". Надеюсь, за ним последуют и более подробные статьи по каждому конкретному направлению.

Читать далее...

Об образовательной утопии Бориса Акунина
bulkinap
Борис Акунин поделился с читателями мыслями «Про национальную идею», столь «необходимую» России. Сам писатель вынашивает свой вариант национальной идеи «уже много лет», но, к сожалению, единственное, по его словам, место для ее реализации – только его художественные произведения, т.е. собственные «романы» (Эхо Москвы, 21 декабря 2017 г. Борис Акунин. Блог. – https://echo.msk.ru/blog/b_akunin/2114768-echo/)
Автор относится к своей национальной идее почти как к научной концепции, которая должна не только «увлечь и объединить всю нацию», но и, что «очевидно, должна соответствовать нескольким условиям»: 1) «Она должна быть для всех привлекательной и понятной»; 2) «Она должна быть осуществимой в течение жизни нынешнего поколения»; 3) «Она должна быть… благой».
Саму идею Борис Акунин формулирует так: «Сделать главным национальным проектом образование и воспитание нового поколения – с тем, чтобы через двадцать лет Россия превратилась в страну успешных, состоявшихся людей».
Кроме того, Борис Акунин позаботился о необходимом обеспечении идеи: потребуются – ее законодательное и даже конституционное утверждение как главной стратегической задачи Российской Федерации; ее бюджетный приоритет; «реформы всех ступеней образования»; «новая педагогическая система»; «фокусирование на индивидуальности ребенка»; «профессия учителя, воспитателя должна стать самой престижной и высокооплачиваемой».
Таковы основные параметры «главного национального проекта» в трактовке Бориса Акунина, который я определяю как «образовательную утопию». Особо подчеркну – образовательную утопию для современной России.
Давайте разбираться.
Утопия – слово для обозначения чего-то неосуществимого, нереального, мечтательного, модель идеального общества. В русской литературе имеется аналог этого слова – «маниловщина».
Маниловщина Бориса Акунина не нова: схожий (и столь же теоретически несостоятельный) прожект осуществляла Екатерина II, вознамерившаяся в кратчайшие сроки и малыми силами преобразовать страну, воспитав (установка – "корень всему добру и злу - воспитание") в специальных учебных заведениях (Сухопутный шляхетский корпусе и Институт для благородных девиц//Смольный институт) "новую породу людей".
Мы знаем, что институт образования, будучи элементом надстройки, зависит от своего базиса, изменяется вместе с ним и отражает его. Когда-то, во времена вступления общества в индустриальную стадию, школа стала важным социальным лифтом. Техническое же и технологическое совершенствование производства фактически переместили сферу образования из надстройки в базис – образование превратилось в важнейший социальный институт формирования и подготовки человека как главной производительной силы постиндустриального, информационного общества.
Смею полагать, что именно из этого постулата исходит Борис Акунин, выстраивая свой проект об «Образовании как национальной идее».
Формально он (Борис Акунин) имеет на то основания: есть примеры успешного преобразования отсталых стран в передовые. В частности, Южная Корея. Полвека назад – страна с диктатурой и бедностью. Далее – переход к развитому капитализму при фактическом отсутствии каких-либо сырьевых ресурсов. Весь упор – на человека и его образование. В стране – культ образования. Южная Корея была первой страной, обеспечившей высокоскоростной доступ к Интернету во всех образовательных учреждениях от начальных школ до вузов. Валовый национальный продукт по паритету покупательной способности на душу населения вырос со 100 долларов США в 1963 г. до более чем 35 000 долларов США в 2014 г.
К сожалению, в сегодняшней России иные стартовые условия. Более того, они неизменны уже пару столетий. Поэтому, когда Борис Акунин ратует за перестройку страны, опираясь на примеры иных стран, ему следует вспомнить предостережение Петра Чаадаева от 1836 г.: "Говоря о России, постоянно воображают, будто говорят о таком же государстве, как и другие; на самом деле это совсем не так. Россия – целый особый мир, покорный воле, произволению, фантазии одного человека, именуется ли он Петром или Иваном, не в том дело: во всех случаях одинаково это – олицетворение произвола" (П. Я. Чаадаев. Полное собрание сочинений Т.1. М. Изд. Наука 1991 – С. 569).
Посмотрим на установки «образование как главный национальный проект» и как «главная стратегическая задача Российской Федерации» с позиций «образование в обществе» и «человек в обществе».
ПО ПЕРВОМУ пункту нам потребуется обращение к понятию «система». Я использую лучшее по точности и красоте определение французского философа от 1749 г.: «Всякая система не что иное, как расположение различных частей какого-нибудь искусства или науки в известном порядке, в котором они все взаимно поддерживают друг друга и в котором последние части объясняются первыми. Части, содержащие объяснения других частей, называются принципами, и система тем более совершенна, чем меньше число ее принципов; желательно даже, чтобы число их сводилось к одному» (Э. Кондильяк. «Трактат о системах». // Кондильяк Э. Сочинения: В 3 т. Т.2 - М.: Мысль, 1982. – С. 6).
Основой системы общества, т.е. политических, экономических, социальных и культурных отношений и взаимодействий между людьми в процессе их совместной деятельности, выступает политика (здесь решается коренной вопрос – в чьих руках находится власть: народа, действующего в интересах человека, общества и государства, или какого-то класса, какой-то социальной группы, группировки, действующих в собственных интересах). Именно здесь, на уровне политики как базового принципа, формируются и устанавливаются правила функционирования всей системы в целом и ее компонентов: экономики, права, социальной сферы, морали; образования и других областей социума.
Не сомневаюсь, что каждый читатель знает, в чьих интересах действует наша власть. И, соответственно, образование, даже в статусах «главного национального проекта» и «главной стратегической задачи» будет реализовывать и отстаивать именно ее интересы. Каковы же они – нам еще раз объяснил депутат Законодательного органа РФ (Государственной Думы) В. Жириновский при обсуждении в октябре 2012 г. проекта Закона РФ «Об образовании»: "Хорошее образование ведет к революции, при хорошем уровне образования образованные люди выходят на улицы и свергают власть, создавшую такую систему обучения ... Поэтому власть из инстинкта самосохранения устанавливает пониженный уровень образования". (РИА Новости // https://ria.ru/education/20121017/903400666.html)
ПУНКТ «позиция человека» в современной России. РФ не входит ни в состав развитых стран, ни в число стран развивающихся; страна индустриальная и даже, местами, постиндустриальная. Ее смело можно отнести в когорту промышленно-развитых стран (экономика – двенадцатая на планете по общему объему ВВП. Её доля в мировой экономике составляет около 3-3,5 %.). По индексу развития человеческого потенциала (уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия) Россия занимала в 2014 г 57 место в списке из 187 стран. И т.д., и. т.п.
Как под столь внушительным нагромождением экономических, промышленных, технических, технологических, индустриальных и иных характеристик разглядеть «позицию человека» в России? К счастью, имеется методология «социальности общества», точнее – Марксова типология социальных отношений. Она констатирует, что человечество проходит три типа социальных отношений: «отношения личной зависимости», доминирующие при рабовладельчестве и феодализме, «отношения личной независимости, основанные на вещной зависимости», свойственные капитализму и «отношения свободной индивидуальности» в коммунистической формации (подробнее см. мою статью «Социальные детерминанты образования» в моем блоге bulkinap от 8.12.2017 «Живого журнала»). Практически на всем историческом пути нашей страны в ней доминировали и ныне преобладают общественные связи, основанные на личной зависимости (с определенными модификациями в феодальной и капиталистической Имперской России, в социалистической Советской России и в государственно-капиталистической Российской Федерации). Место человека в обществе определенно рождением, а статусное состояние всех подданных, товарищей и граждан описывается терминами «холопы», «винтики», «твари дрожащие». Общественно востребованными оказываются такие черты, как пассивность, конформизм, догматизм мышления и действий. Значимость человека в обществе определяется социальным происхождением и не связана с личными качествами. Социальная мобильность, путь наверх в когорту «успешных, состоявшихся людей» ограничена несколькими социальными лифтами (семья, выгодная женитьба/замужество, чиновничья карьера на государственной службе, карьеры профессиональные и конфессиональные). Основной социальный лифт - школа - сегодня отключен («не действует», «сломался», «выведен из строя» – термин поставьте сами). «Школы и вузы перестали играть роль "лифтов", поднимающих талантливых, но бедных ребят из низов общества к его вершинам» (Московский комсомолец, 24.09.2007). И как результат, школа постепенно утрачивает функцию культурного, интеллектуального и нравственного формирования человека и переориентируется на профессиональное обучение и кадровую подготовку. Соответственно, все большую силу набирает разрушительная тенденция утраты социальной мотивации к образованию и к труду.
В заключении скажу несколько слов о пожеланиях Бориса Акунина: о введении «новой педагогической системы» и о том, что «профессия учителя, воспитателя должна стать самой престижной и высокооплачиваемой». Все это уже есть в педагогике и в практике образования развитых стран. Желаемая «новая педагогическая система» представляет собой педагогику самодеятельности (подробнее см. мою статью «Методология педагогики самодеятельности» в моем блоге bulkinap от 15. 06.2017 «Живого журнала») – обобщенное название для антропоцентристских педагогик. Одна из них, вальдорфская педагогика, положена в основу государственной системы образования Финляндии (Согласно исследованию, проведённому в 2014 году ОЭСР, финская школьная система является самой экономически эффективной среди промышленно развитых стран // Википедия). В этой же стране профессия учителя является столь «престижной и высокооплачиваемой», что легче (для нас это звучит как анекдот) поступить учиться на дипломата, чем на педагога.

Как строят электронные библиотеки
Удод
ud0d

Новогоднее занятие кружка
Удод
ud0d
Оригинал взят у janemouse в Новогоднее занятие кружка
У нас в декабре было занятие 29 декабря,
и мы решили, что надо сделать что-нибудь эдакое,
наглядное и в то же время - чтобы подумать.

В какой-то раз мы на новогоднем занятии складывали из деталей многогранники-кусудамы,
в другой раз складывали додекаэдр-календарь,
потом пару раз делали занятие с ножницами - и говорили про симметрию.

А в этот раз мы сделали новый заход в тему про графы и узлы, но с неожиданной стороны.
Мы клеили бумажные цепочки и колечки...и с шестилетками, и со школьникамиCollapse )


Музей Гражданской войны
Удод
ud0d
Оригинал взят у yarowind в Музей Гражданской войны
Одним из интереснейших музеев Самары мне показался дом-музей Фрунзе. Точнее, это раньше он был сугубо музеем Фрунзе, а нынче это скорее музей Гражданской войны.
1.
DSC_2618
Смотреть далее…Collapse )


Отличный курс по научному мышлению
analyst_na
Очень рекомендую курс всем - да, всем. Полезен он и для ученых, и для преподавателей, и для учащихся, да и просто в жизни эта знания пригодятся.

Автор живо, образно и доходчиво рассказывает о непростых вещах: способы и ошибки мышления, критический анализ высказываний, история и современность научного познания, способы ведения дискуссии и отличие ее от свары, и многое другое.

Автор Юрий Окуловский - преподаватель, data scientist и программист. Доцент кафедры алгебры и дискретной математики УрФУ. Кандидат физико-математических наук.

Курс бесплатный - онлайн-видео и задачки. Доступен на платформе MOOC Stepik.

Сравнение педагогики, андрогогики и хьютагогики
analyst_na
Встречаются разные мнения – противопоставлять ли андрогогику педагогике (обучение взрослых vs детей) или воспринимать педагогику как науку об обучении вообще, а андрогогику – как ее часть. Сегодня к этому спору присоединилась и хьютагогика как концепция самообучения. Ниже – вольный перевод интересного сравнения, сделанный в контексте выявления различий.

Педагогика
Обучение детей
Андрогогика
Обучение взрослых
Хьютагогика
Самостоятельное обучение
Зависимость Ученик – зависимая личность.
Учитель определяет: что, как и когда изучать.
Ученики независимы.
Они стремятся к автономии и самостоятельности.
Все ученики взаимозависимы.
Они способны управлять своим обучением.
Средства обучения Учитель определяет методы передачи знаний в головы учеников. Ученики используют опыт – свой или других людей. Учитель предоставляет ресурсы, а ученики сами выбирают образовательную траекторию и договариваются об условиях обучения.
Причины обучения Требуется переход к следующему этапу образования. Для увеличения опыта требуются более эффективные умения и широкие знания. Обучение не обязательно имеет цели, а может инициироваться новой ситуацией.
Фокус обучения В фокусе – ученик. В фокусе – задача или проблема. Фокус размыт. Ученики могут выходить за пределы решаемой проблемы, проактивно учиться с прицелом на будущее.
Мотивация Внешние источники – обычно, родители, учителя и соперничество с другими учениками. Внутренние источники – повышенная самооценка, уверенность и признание как результат успешной работы. Внутренние источники – самоэффективность, креативность, умение и желание учиться.
Роль учителя Главный и лучший. Основная задача – построение образовательного процесса. Помощник или посредник (фасилитатор). Основная задача – формирование комфортной обстановки уважения и открытости. Тот, кто способствует развитию у ученика:

  • умения учиться;

  • креативности;

  • самоэффективности;

  • компетентности (способности применять знания, умения и навыки) как в знакомой, так и в новой ситуации;

  • умения взаимодействовать и сотрудничать.


Источник.

Обращаю внимание на две вещи:

  • В концепции хьютагогики на первый план выходит поисковая компонента обучения, а не технологическая, как это чаще встречается в андрогогике.

  • Хьютагогика нацелена на развитие так называемых «soft skills», которые сегодня столь популярны.


Международный круглый стол «Проблемы и перспективы развития образования на русском и обучения...
Удод
ud0d
Русский язык в открытом пространстве Казахстана

15 ноября 2017 г. в г. Алматы (Республика Казахстан) с большим успехом прошел Международный круглый стол «Проблемы и перспективы развития образования на русском и обучения русскому языку в системах открытого образования».

Мероприятие состоялось в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 гг. и Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Генерального консульства Российской Федерации в Алматы.


Организаторами мероприятия выступили Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Казахстанский Русский культурный центр и Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций Казахстана.

http://www.ifapcom.ru/news/1633/?returnto=0&n=1

Методология педагогики успешности
bulkinap
(Целевая установка – организация воспитания человека, успешного в жизни)
В истории образования и педагогической мысли педагогика успешности – дело не новое: к ней может быть отнесена педагогика софистов, обучавших афинских граждан риторике и умениям выступать на заданную тему. Сюда же в определенной мере относится и средневековая схоластика, учившая побеждать в дискуссии ссылками на высказывания авторитетов. В этой логике учеба, обучение, само знание предназначено для того, чтобы сформировать у учащегося определенный навык, дать модель, алгоритм, образец поведения в стандартной ситуации с тем, чтобы достичь положительного результата с наименьшими затратами сил и времени и т.д., и т.п. Здесь само знание отождествляется с пользой и его предназначение – утилитарное: обеспечить учащегося средствами достижения успеха в работе и как главная цель – успешность в жизни. Недаром же Ф. Бэкон сказал: «Знание – сила».
Если же учеба и знание не выполняют этих своих предначертаний, то закономерно возникает вопрос – «Чему тебя только в школе учили?!».
Вопросы о том «Чему учить в школе?», «Каково назначение знания?» составляют стержень всего мирового педагогического процесса. В истории философской и педагогической мысли они известны как «Теория двух видов образования – формального и материального» и отсчет следует вести с классической фразы Гераклита (конец VI – начало V в. до н.э.): «многознание уму не научает», повторенной через столетие Демокритом (460–370 до н.э.) и в начале новой эры трансформированную Сенекой (4 до н.э. – 65 н.э.) в постулат: «заниматься надо не для того, чтобы знать больше, а для того, чтобы знать лучше».
В отечественной педагогике формальное и материальное образования более известны как «классическое образование» и «реальное образование» (подробнее см. мою статью от 20 июня 2016 г. «Образование формальное и образование материальное» в «Живом журнале» в PREDU (Проблемы современного образования») и в моем блоге bulkinap «Живая педагогика», и там же см. статью от 9 марта 2016 г. «Начало научной педагогики в России – Н.И. Пирогов»).
Тип педагогики успешности – продукт чувственной суперкультуры европейских стран Нового времени: «В такой культуре материальные ценности естественно становятся определяющими, начиная со всемогущего богатства и кончая всеми ценностями, которые удовлетворяют физиологические потребности человека и обеспечивают его обыденный комфорт. Чувственные потребности и удовольствие, как мы видим, становятся единственным критерием того, что такое хорошо и что такое плохо» (П. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. – С. 468).
Первостепенную роль в бурном социально-экономическом и технологическом развитии индустриального общества сыграла научно-техническая революция. Все цивилизационные достижения XIX в. (как действительные, так и фантазии Жюля Верна) были продуктом развития науки.
В целом – наука, естественно-научный подход стали претендовать на то, чтобы быть единственным фактором прогресса. В этом плане закономерно формирование философии позитивизма О. Конта (1798-1857), в которой выдвинут идеал позитивного знания – как знания реального, точного, достоверного, полезного, организующего, а сама наука понимается как высшая форма развития человеческого мышления.
Так сложилась «общая тенденция чувственного мышления рассматривать мир – даже человека, его культуру и сознание – материалистично, механистично и бихевиористично. Социальные и психологические науки имитируют естественные науки, пытаясь подходить к проблеме человека так же, как и химики анализируют неорганические явления. В области общественных наук все духовные и культурные явления начинают трактоваться с позиций бихевиоризма, физиологии, рефлексологии, эндокринологии и психоаналитики». (П. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. – С. 468).
Педагогика успешности не сводится к какой-либо конкретной концепции или учению. Сегодня в этом типе педагогической деятельности задействованы позитивизм, утилитаризм, прагматизм, бихевиоризм, информационно-коммуникационные технологии, программированное обучение, модульное обучение, операционализм и многое другое – всё то, что помогает ученикам научиться алгоритмам решения типичных проблем.
Исходной является позитивистская установка о том, что какая-то задача, ситуация, стимул выступают как установка познания. Далее следуют преобразования в сознании и на выходе получается определенный результат. «Формула «ситуация – ответная реакция» выражает любой процесс учения», – так видел базовую позицию бихевиоризма Э. Торндайк. Соответственно, весь концептуальный интерес падает на связь исходной ситуации и результата (S → R).
Ученик на входе есть некая система, обеспечивающая связь между исходными стимулами и необходимой реакцией. Ученик в начале обучения рассматривается как система без программы, а в конце обучения – как система с программой. Специфика же данного обучения в том, что «ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; дефицит общения и эмоций в обучении», а также «развитие интеллекта, творческого мышления и самостоятельности учащихся» (Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 149, 151).
Учитель в этой педагогике должен создать программу, которая может быть «посажена» на ученика. Соответственно учитель сам становится программистом: он разрабатывает обучающую программу, вводит и записывает ее на системах своих учеников и контролирует исполнение программы. В этом педагогическом пространстве от учителя не требуется никакого мастерства: если есть программа, то далее работают модули программы.
Педагогика успешности является массовой и направлена на обеспечение внешних целей образовательных систем Запада. «Ее главная забота подготовить удачливых бизнесменов, ремесленников, инженеров, политиков, юристов, докторов, учителей, священников и т. д. В таких искусствах, как умение сколачивать состояние, вести фермерское хозяйство, готовить, стричь, изобретать машины, вести исследовательскую работу, учить и проповедовать, стараются добиваться мастерства. Начальное, среднее и высшее образование – все они сориентированы в одном направлении и уделяют мало внимания, если вообще уделяют, на забытую цель реального знания и мудрости – природу объективной реальности и истинных ценностей» (П.Сорокин. Там же. – С. 471-472).
С точки зрения понятийного аппарата, ключевым термином в такой системе образования выступает понятие «подготовка» (подробнее см. мою статью «Вопросы жизни или образование и подготовка» // Педагогика – № 10. – 2013. – С. 14-25; Проблемы современного образования. – № 5. – 2013. – С.68-81 // http://www.pmedu.ru/res/2013_5 6.pdf).
Целевая установка методологии педагогики успешности – организация воспитания человека, успешного в жизни. Компоненты деятельности: учащийся – ребенок без программы в начале и ребенок с программой в конце деятельности; мотивы и цели учащегося – обретение программы; учитель – программист, ответственность учителя – в пределах качества программы; школа – рабочее место ученика; содержание учения – информация, алгоритм. Ведущий регулятор деятельности – закон культуросообразности.

Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы
Удод
ud0d
В Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы»

22 ноября 2017 г. в Москве в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы», организованная Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Русской ассоциацией чтения при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В конференции приняли участие более ста ведущих экспертов, представлявших органы управления и организации сферы культуры, образования, науки, издательств, книжной торговли, СМИ, а также институты гражданского общества и частный сектор из разных регионов России.

Список докладов: http://www.ifapcom.ru/news/1634/?returnto=0&n=1