?

Log in

No account? Create an account
Мезенская лошадка

predu


Проблемы современного образования

Сетевое научно-педагогическое сообщество


Previous Entry Share Next Entry
Почему родители пытаются отдать ребёнка в группу к более старшим детям
Удод
ud0d wrote in predu
Оригинал взят у janemouse в Почему родители пытаются отдать ребёнка в группу к более старшим детям
Многие родители тревожатся о том, как сложится школьная жизнь их детей.
Им кажется, что выбор начальной школы - это самое главное, что они могут сделать для того, чтобы их дети выросли успешными.
Кто-то начинает поиски школы для малыша в тот момент, когда ребёнок едва научился ходить.
А кто-то старается на всякий случай поскорее научить ребёнка дома всему, что потом встретится в школе. Многие родители занимаются дома с детьми 4-5 лет чтением, счётом, прописями.
Некоторые родители стараются подстелить соломку настолько, что заранее готовят ребёнка к поступлению ... на подготовку к школе!
Не все дети в 4-5 лет могут освоить счёт и письмо, и нередко случается, что эти домашние занятия приводят к обидам и огорчениям, и даже к ссорам между детьми и родителями. Есть семьи, в которых дети могут учиться у родителей, но так везёт не всем. Мои дети, скажем, у меня в группе заниматься не могли, и домашние наши занятия не всегда были успешными... С чужими детьми многие взрослые могут терпеливо и спокойно объяснять одно и то же, но когда свой собственный ребёнок не понимает простейших вещей, то некоторых взрослых это бесит!

Получается такая ситуация: как только у родителей появляется время на общение с ребёнком, они стараются это время потратить "с пользой", заняться чем-то "развивающим".
А потом родители приводят деточку на групповые занятия, и стараются записать четырёхлетку в группу 5-6 лет ("Ой-ой, нам время группы на 4 года никак не подходит. Ну пусть он походит, пусть тянется за другими!")
Если преподаватель не соглашается взять малыша в группу к старшим, родители обижаются. Многие в этот момент начинают перечислять навыки и умения ("Да он у нас все цифры знает! Да она у нас складывает и вычитает свободно! Да он уже читать умеет!")
Но дело ведь не в умении читать или считать. Даже очень умный и толковый ребёнок четырёх лет во многих отношениях ещё просто мал, и какие-то вещи не может просто в силу своего возраста. Ему сложно долго ждать своей очереди. Сложно реагировать спокойно на то, что в игре выиграл не он. Часто младшим не хватает скорости реакции. А ещё зачастую не хватает ещё моторики, сложнее рисовать схемы, держать карандаш. И все эти навыки постепенно придут, если ребёнка не торопить и не загонять в невыносимую для него ситуацию.
Как вы знаете, бывает посильный стресс и непосильный стресс. Посильный стресс бывает полезен, и тогда человек учится чему-то новому. Но едва ли тревожные родители, которые желают добра своему ребёнку, понимают, что когда они отдают малыша в группу к детям постарше, они сами своими руками создают для него непосильный стресс.
Очень сложно ребёнку всё время быть самым медленным в группе, тем, кого все ждут на каждом задании. А младшие дети именно в такой роли и оказываются зачастую на групповых занятиях.

Если преподаватель по каким-то причинам соглашается взять малыша в группу к старшим, получается сложная ситуация для всех.
Один из ассистентов в итоге постоянно должен помогать младшему, который не успевает за группой.
Можно предлагать ему какие-то более простые задания, не такие, как для всей группы.
И можно просто просить этого ребёнка делать не все задания...
Но родители-то обычно не видят, что происходит на уроке, и им кажется, что раз ребёнок ходит, то всё в порядке.
Более того, дети не могут сформулировать, что было на занятии, и им кажется, что мы просто играли. И ему было легко. А о том, что он не смог правильно сложить ни одну фигурку из кубиков, он маме не рассказывает...

И на следующий год, когда мы говорим "Нет, он не потянет старшую группу! Вам будет лучше снова походить в группу 5-6 лет", родители обижаются, возмущаются, думают, что мы несправедливы к их прекрасному умному ребёнку.
А мы и не спорим, ребёнок изо всех сил старается, но зачастую выдержать темп, который получается в старшей группе, ему не под силу. И ребёнок начинает нервничать, напрягаться, слегка заикаться или теребить края одежды. Мы это всё видим, и пытаемся сказать об этом родителям.
А родители видят в нашем отказе только одно: "Ах, они не ценят нашего малыша! Он дома у нас прекрасно читает и считает!"

У детей в 4 года и в 5 лет разный запас прочности в среднем. И у группы пятилеток в среднем внимание заканчивается минут через 30-40, даже если мы бегаем, прыгаем и не сидим за партами.
А многие дети в 6 лет уже могут куда дольше сохранять сосредоточенность, могут запомнить и выполнить более сложную инструкцию...

Мы как-то раз собирали группу детей 5-6 лет, для того, чтобы записать на видео разные хороводные и подвижные игры. Так вот, полтора часа хороводов - и запас внимания кончился полностью даже у шестилеток. Они устали и уже вообще не могли больше действовать по правилам. А в 5 лет и тем более в 4 года запас прочности ещё меньше!

Мы про это говорили не раз,
я про это пишу каждый год, по-моему.
Вот прошлое обсуждение.
Вот аналогичное наблюдение у Тани Хрущевой.

Вот скажите мне, как, какими словами донести до родителей мысль, что детям не всегда полезно заниматься в группе с более старшими?
Как сформулировать, чтобы родители поняли и услышали?


  • 1
(Deleted comment)
Женя - автор исходного поста отвечает утвердительно только на третий пункт (см. в тексте поста).

Первые два пункта требуют проведения исследований, проводились-ли они... я не знаю...

Конкретный педагог (хоть та-же Женя) скорее всего свою обучающую методику формирует в расчёте на определённый возраст. Для разновозрастной группы методика должна быть другая. В разновозрастной группе видимо младшие дети получают много знаний, не всегда их могут переварить. Одновременно старшие дети получают опыт социализации, а знания к ним текут тонким ручейком.

Сам я думаю, что получать знания лучше в моновозрастной группе. Ещё лучше в отобранной группе заинтересованных детей. Имею перед глазами положительные примеры из области специального среднего образования.

ага. я потом увидела, что не жене отвечаю и удалила)

спасибо за ваши ответы)

я вот подумала и еще написала

https://vetterok.livejournal.com/1263758.html

Спасибо. Не вредно это, конечно. Просто получение знаний пойдёт медленнее. Разновозрастные группы хороши в доп.образовании, когда не требуется конкретный результат - допрыгнуть до планки, а требуется развитие. Но при этом методика должна быть заранее сделана для разновозрастной группы.

смотря кому результат.
учителю конечно проще в группе одного возраста.
ребенку вот не факт.

разновозрастные группы это челленж, конечно.

не только в обучении.
но сейчас работа вот тоже идет почти вся в teams, причем нередко со специалистами разных дисциплин. это сложно, но в итоге не хуже (а во многом и лучше однородных групп).



Результат - усвоение определённых знаний. Научить решать квадратные уравнения удобно обычный класс. Если группа разновозрастная - конечно детям проще и веселее. "Я ещё маленький", "Меня Вася отвлекал - он ведь маленький", "Пока МарьИвановна утирала нос Маше - мы поиграли в мафию" ... "Какие квадратные уравнения, мы это не проходили".

еще про образование

Пользователь vetterok сослался на вашу запись в своей записи «еще про образование» в контексте: [...] появился перепост жени кац "Почему родители пытаются отдать ребёнка в группу к более старшим детям" [...]

  • 1