?

Log in

No account? Create an account
Мезенская лошадка

predu


Проблемы современного образования

Сетевое научно-педагогическое сообщество


Previous Entry Share Next Entry
Сравнение педагогики, андрогогики и хьютагогики
analyst_na wrote in predu
Встречаются разные мнения – противопоставлять ли андрогогику педагогике (обучение взрослых vs детей) или воспринимать педагогику как науку об обучении вообще, а андрогогику – как ее часть. Сегодня к этому спору присоединилась и хьютагогика как концепция самообучения. Ниже – вольный перевод интересного сравнения, сделанный в контексте выявления различий.

Педагогика
Обучение детей
Андрогогика
Обучение взрослых
Хьютагогика
Самостоятельное обучение
Зависимость Ученик – зависимая личность.
Учитель определяет: что, как и когда изучать.
Ученики независимы.
Они стремятся к автономии и самостоятельности.
Все ученики взаимозависимы.
Они способны управлять своим обучением.
Средства обучения Учитель определяет методы передачи знаний в головы учеников. Ученики используют опыт – свой или других людей. Учитель предоставляет ресурсы, а ученики сами выбирают образовательную траекторию и договариваются об условиях обучения.
Причины обучения Требуется переход к следующему этапу образования. Для увеличения опыта требуются более эффективные умения и широкие знания. Обучение не обязательно имеет цели, а может инициироваться новой ситуацией.
Фокус обучения В фокусе – ученик. В фокусе – задача или проблема. Фокус размыт. Ученики могут выходить за пределы решаемой проблемы, проактивно учиться с прицелом на будущее.
Мотивация Внешние источники – обычно, родители, учителя и соперничество с другими учениками. Внутренние источники – повышенная самооценка, уверенность и признание как результат успешной работы. Внутренние источники – самоэффективность, креативность, умение и желание учиться.
Роль учителя Главный и лучший. Основная задача – построение образовательного процесса. Помощник или посредник (фасилитатор). Основная задача – формирование комфортной обстановки уважения и открытости. Тот, кто способствует развитию у ученика:

  • умения учиться;

  • креативности;

  • самоэффективности;

  • компетентности (способности применять знания, умения и навыки) как в знакомой, так и в новой ситуации;

  • умения взаимодействовать и сотрудничать.


Источник.

Обращаю внимание на две вещи:

  • В концепции хьютагогики на первый план выходит поисковая компонента обучения, а не технологическая, как это чаще встречается в андрогогике.

  • Хьютагогика нацелена на развитие так называемых «soft skills», которые сегодня столь популярны.


  • 1

соотношение дисциплин

Автор сравнивает по средству - "обучение".
Попробуйте сравнить по цели, потом по субъекту, потом по эффективности - картина изменится кардинально.

Re: соотношение дисциплин

С тем, что разные критерии сравнения дадут разные результаты, думаю, никто спорить и не будет :)

Здесь мне были интересны ключевые различия, обуславливающие выделение этих направлений.

Re: соотношение дисциплин


Цель деятельности - системоорганизующее понятие. Так что "ключевые", в значении "главные", "основные" ищите здесь.










Вот как раз только прочитал:

Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике
https://habrahabr.ru/post/343396/

Да, это статья моих коллег, в среду у себя собираюсь ссылку выложить, в рамках наших авторских материалов :)

  • 1