Мезенская лошадка

predu


Проблемы современного образования

Сетевое научно-педагогическое сообщество


Previous Entry Share Next Entry
Методология педагогики успешности
bulkinap wrote in predu
(Целевая установка – организация воспитания человека, успешного в жизни)
В истории образования и педагогической мысли педагогика успешности – дело не новое: к ней может быть отнесена педагогика софистов, обучавших афинских граждан риторике и умениям выступать на заданную тему. Сюда же в определенной мере относится и средневековая схоластика, учившая побеждать в дискуссии ссылками на высказывания авторитетов. В этой логике учеба, обучение, само знание предназначено для того, чтобы сформировать у учащегося определенный навык, дать модель, алгоритм, образец поведения в стандартной ситуации с тем, чтобы достичь положительного результата с наименьшими затратами сил и времени и т.д., и т.п. Здесь само знание отождествляется с пользой и его предназначение – утилитарное: обеспечить учащегося средствами достижения успеха в работе и как главная цель – успешность в жизни. Недаром же Ф. Бэкон сказал: «Знание – сила».
Если же учеба и знание не выполняют этих своих предначертаний, то закономерно возникает вопрос – «Чему тебя только в школе учили?!».
Вопросы о том «Чему учить в школе?», «Каково назначение знания?» составляют стержень всего мирового педагогического процесса. В истории философской и педагогической мысли они известны как «Теория двух видов образования – формального и материального» и отсчет следует вести с классической фразы Гераклита (конец VI – начало V в. до н.э.): «многознание уму не научает», повторенной через столетие Демокритом (460–370 до н.э.) и в начале новой эры трансформированную Сенекой (4 до н.э. – 65 н.э.) в постулат: «заниматься надо не для того, чтобы знать больше, а для того, чтобы знать лучше».
В отечественной педагогике формальное и материальное образования более известны как «классическое образование» и «реальное образование» (подробнее см. мою статью от 20 июня 2016 г. «Образование формальное и образование материальное» в «Живом журнале» в PREDU (Проблемы современного образования») и в моем блоге bulkinap «Живая педагогика», и там же см. статью от 9 марта 2016 г. «Начало научной педагогики в России – Н.И. Пирогов»).
Тип педагогики успешности – продукт чувственной суперкультуры европейских стран Нового времени: «В такой культуре материальные ценности естественно становятся определяющими, начиная со всемогущего богатства и кончая всеми ценностями, которые удовлетворяют физиологические потребности человека и обеспечивают его обыденный комфорт. Чувственные потребности и удовольствие, как мы видим, становятся единственным критерием того, что такое хорошо и что такое плохо» (П. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. – С. 468).
Первостепенную роль в бурном социально-экономическом и технологическом развитии индустриального общества сыграла научно-техническая революция. Все цивилизационные достижения XIX в. (как действительные, так и фантазии Жюля Верна) были продуктом развития науки.
В целом – наука, естественно-научный подход стали претендовать на то, чтобы быть единственным фактором прогресса. В этом плане закономерно формирование философии позитивизма О. Конта (1798-1857), в которой выдвинут идеал позитивного знания – как знания реального, точного, достоверного, полезного, организующего, а сама наука понимается как высшая форма развития человеческого мышления.
Так сложилась «общая тенденция чувственного мышления рассматривать мир – даже человека, его культуру и сознание – материалистично, механистично и бихевиористично. Социальные и психологические науки имитируют естественные науки, пытаясь подходить к проблеме человека так же, как и химики анализируют неорганические явления. В области общественных наук все духовные и культурные явления начинают трактоваться с позиций бихевиоризма, физиологии, рефлексологии, эндокринологии и психоаналитики». (П. Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. – С. 468).
Педагогика успешности не сводится к какой-либо конкретной концепции или учению. Сегодня в этом типе педагогической деятельности задействованы позитивизм, утилитаризм, прагматизм, бихевиоризм, информационно-коммуникационные технологии, программированное обучение, модульное обучение, операционализм и многое другое – всё то, что помогает ученикам научиться алгоритмам решения типичных проблем.
Исходной является позитивистская установка о том, что какая-то задача, ситуация, стимул выступают как установка познания. Далее следуют преобразования в сознании и на выходе получается определенный результат. «Формула «ситуация – ответная реакция» выражает любой процесс учения», – так видел базовую позицию бихевиоризма Э. Торндайк. Соответственно, весь концептуальный интерес падает на связь исходной ситуации и результата (S → R).
Ученик на входе есть некая система, обеспечивающая связь между исходными стимулами и необходимой реакцией. Ученик в начале обучения рассматривается как система без программы, а в конце обучения – как система с программой. Специфика же данного обучения в том, что «ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; дефицит общения и эмоций в обучении», а также «развитие интеллекта, творческого мышления и самостоятельности учащихся» (Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 149, 151).
Учитель в этой педагогике должен создать программу, которая может быть «посажена» на ученика. Соответственно учитель сам становится программистом: он разрабатывает обучающую программу, вводит и записывает ее на системах своих учеников и контролирует исполнение программы. В этом педагогическом пространстве от учителя не требуется никакого мастерства: если есть программа, то далее работают модули программы.
Педагогика успешности является массовой и направлена на обеспечение внешних целей образовательных систем Запада. «Ее главная забота подготовить удачливых бизнесменов, ремесленников, инженеров, политиков, юристов, докторов, учителей, священников и т. д. В таких искусствах, как умение сколачивать состояние, вести фермерское хозяйство, готовить, стричь, изобретать машины, вести исследовательскую работу, учить и проповедовать, стараются добиваться мастерства. Начальное, среднее и высшее образование – все они сориентированы в одном направлении и уделяют мало внимания, если вообще уделяют, на забытую цель реального знания и мудрости – природу объективной реальности и истинных ценностей» (П.Сорокин. Там же. – С. 471-472).
С точки зрения понятийного аппарата, ключевым термином в такой системе образования выступает понятие «подготовка» (подробнее см. мою статью «Вопросы жизни или образование и подготовка» // Педагогика – № 10. – 2013. – С. 14-25; Проблемы современного образования. – № 5. – 2013. – С.68-81 // http://www.pmedu.ru/res/2013_5 6.pdf).
Целевая установка методологии педагогики успешности – организация воспитания человека, успешного в жизни. Компоненты деятельности: учащийся – ребенок без программы в начале и ребенок с программой в конце деятельности; мотивы и цели учащегося – обретение программы; учитель – программист, ответственность учителя – в пределах качества программы; школа – рабочее место ученика; содержание учения – информация, алгоритм. Ведущий регулятор деятельности – закон культуросообразности.

?

Log in

No account? Create an account