?

Log in

No account? Create an account
Мезенская лошадка

predu


Проблемы современного образования

Сетевое научно-педагогическое сообщество


Previous Entry Share Next Entry
Программа обществознания для школьников 8-11 класса. 1-я четверть.
Буква Ы
archivbl wrote in predu
Оригинал взят у sib_bace4ka в программа. post factum. 1-я четверть

Программа обществознания для школьников 8-11 класса. 1-я четверть.



Преамбула. Ключевая проблема школьного обществознания – серьёзное несовпадение материала школьного предмета (учебник и программа Боголюбова) и материала, который необходимо знать для сдачи ЕГЭ. Школьный курс появился почти 15 лет назад, вопросы для ЕГЭ в современной редакции опираются на материал, который авторы разработали (и никому о нём не рассказали – имплицитная программа есть, и она неплохая, лучше боголюбовской, но по ней нет учебников, пособий, методичек и т.п.) 4-5 лет назад. Единственный источник, помогающий определить состав курса – задачники по ЕГЭ. Опираясь на них, как на указатель и интерпретатор тем, я и разработал программу, которая может быть пройдена за год (или два, лучше – три) в формате репетиторских занятий. В данном случае изложен кусок программы, адаптированной для школы.

Все классы с 8 по 11 идут по одним и тем же базовым темам (по 2 месяца на сложные – политика, экономика и право, по одному на общество, человека и культуру), с той разницей, что у 8-9 классов по одному уроку в неделю, у 10-11 – по два и 11-м сдавать ЕГЭ. Возможно, можно было бы растянуть весь необходимый материал на 4 года (или даже на шесть, как это школьная программа предполагает). Но, во-первых, я сторонник быстрого и сжатого постижения сути с последующим отшлифовыванием того, что упустили, во-вторых, не только 11-му, но и 9-му, нужно «всё и сразу» (в 9-м классе ГИА, а это лишь слегка упрощённая программа ЕГЭ), плюс 8-й и 10-й классы выходят подготовительными, у них тоже всё это на носу, в-третьих, мне кажется, что в маленькой школе возможен обмен информацией между разными классами, и это может быть очень полезным, в-четвёртых, мне так легче.

Каждая тема заканчивается контрольной (это тесты – ЕГЭ и ГИА, к чему и готовимся) и итоговым проектом. Последний, по идее, должен показывать детям какую-то практическую цель их занятий, кроме умения решать тесты (что вроде бы и есть ключевая преследуемая цель, но слишком уж она мелка с точки зрения стихийного подросткового экзистенциализма).

Итак, первая тема – политика. Выбор темы был связан с соответствующей кампанией в Москве в конце августа – начале сентября. Было о чём поговорить – некие реальные события, к которым можно было привязать довольно абстрактную для большинства «дорогих россиян» тему. То есть, в начале было нечто вполне жизненное, за что можно было зацепиться.

С этого и начали: что такое выборы как средство контроля политической нации за политиками, чем политики отличаются от чиновников, что бывает, когда чиновники выходят из-под контроля политиков, а политики – из-под контроля нации. Заодно обсуждали сами выборы, опрашивали родителей кто за кого голосовал, разглядывали агитацию (после выборов уже).

Отсюда логичный путь к политическим идеологиям и собственным выборам. Собственно, тут мною двигал свой ещё школьный опыт: когда школьником был я, устроила нам учительница истории небольшую избирательную кампанию – и вот ничего я с тех уроков истории не помню, кроме выборов – тут напротив впечатления очень яркие. Пропустить такое было нельзя. Где-то идеологии раздавались группам-партиям, где-то дети сами выбирали то, что им больше было по душе или по названию. Результаты противоречивые – сам механизм выборов (в общем виде) детям доступен и понятен, идеологии и партийные позиции – нет. Чаще всего, несмотря на название, представляли мешанину из левых и антииммигрантских лозунгов. Хотя восьмиклассники - самые младшие, напротив, хорошо ловили суть идеологий (возможно, потому, что для них это пока не жизненный, а абстрактный вопрос). Плюс сложно было объяснить, что выборы могут быть серьёзным мероприятием, связанным с коллективным решением серьёзных вопросов – и в школе и в жизни всё очень похоже на балаган пополам с «народным» праздником.

На примере выборных классных кампаний более-менее можно объяснить одну из самых сложных тем «политики» – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы (т.е. по-другому это никак и не объяснишь). Давалось всё это с трудом, особенно в восьмых классах, но некоторые результаты есть. Сегодня одному двоечнику-десятикласснику эту тему таинственные доброжелатели в компьютерном классе рассказали за две минуты, да так, что даже я, будучи весьма критично настроенным, удовлетворился. Плюс интересная история вышла со старшими классами: в 11-м желающим раздавал в качестве д.з. другие избирательные системы – порой довольно вычурные. Один юноша сделал перевод англоязычной статьи в вики (т.е. сделал отсутствующий русский вариант) про систему, именуемую instant run-off, а десятиклассницы потом использовали её для итогового проекта и даже неплохо и наглядно её объяснили.


Маленькие листочки - это бюллетени, в которых надо проставлять не галочки, а цифры - в зависимости от личного рейтинга кандидата или, в данном случае - видов сладостей.

В конце – проект «идеальное государство», под который подвёрстывались уже прочие темы: не только выборные системы и идеологии, но и формы правления (для старших с довольно подробным разбором особенностей) и территориального устройства, политический режим, суверенитет, конституции и прочее. Юность - самое лучшее время и подумать обо многих общественных делах в идеальном варианте, и включить идеализм там, где его остро не хватает (в политике). Ну и базовый мотив - делая что-то сам намного лучше усваиваешь. Результаты проектов в некоторых случаях весьма показательны, но про это надо будет отдельно написать.